Хорошо дешево не бывает, Или может ли охрана, которая сама не защищена, надежно оберегать других

Хорошо дешево не бывает, Или  может ли охрана, которая сама не защищена, надежно оберегать других

При входе в любое учреждение, торговый центр, офис и так далее мы непременно увидим охранников. Чаще всего это работники частных охранных организаций, которые относятся к малому бизнесу. А значит, условия труда этих людей, соблюдение их трудовых прав почти никем не контролируются. У охранников низкая социальная защищенность и небольшие зарплаты. Могут ли они обеспечивать качественную охрану и “непробиваемость” вверенных объектов? Выясняла СОЛИДАРНОСТЬ.

МИЛЛИОН БЕЗ ОХРАНЫ ТРУДА

20 сентября этого года в результате стрельбы в Пермском государственном университете погибли шесть человек и 24 пострадали, в том числе охранник. Он стал первой жертвой сумасбродного стрелка — студента этого вуза. 18-летний Тимур Бекмансуров прямо через дверь, не заходя в помещение, выстрелил в охранника. Тот исполнял свои трудовые обязанности, когда получил огнестрельное ранение, — значит, имел место несчастный случай на производстве.

Это следует из трактовок Трудового кодекса РФ и постановления Минтруда России от 24.10.2002 № 73 “Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях”.

В связи с произошедшим хотелось бы затронуть несколько моментов. В нашей стране охранные функции выполняет множество структур с различной подчиненностью и правовым положением. В Федеральной службе охраны России, военной полиции, Министерстве внутренних дел, Росгвардии этим занимаются военнослужащие и сотрудники, имеющие звания рядового и начальствующего состава (носящие погоны).

В гражданских структурах, оказывающих охранные услуги, занято около миллиона (!) человек, преимущественно мужчин трудоспособного возраста. В их числе работники ведомственной охраны в Минтрансе, Минсельхозе, Минфине и еще десяти федеральных структурах. К ним же нужно добавить работников вневедомственной охраны (раньше МВД России, сейчас — Росгвардии) и частных охранных организаций (ЧОО, бывшие ЧОП). А еще есть сторожа, вахтеры, швейцары, контролеры, консьержи и разные дежурные в штатах предприятий. Особая категория — телохранители. В последнее время среди них много женщин, которых состоятельные люди нанимают своим женам и возлюбленным.

Экспертный опрос показал, что никто из охранников с детства не мечтал об этой профессии. Она скорее вынужденная — сменная, малоинтересная и непрестижная, с низкой оплатой и высоким риском. Такую работу выбирают, если не получается найти другую, по специальности, или некуда устроиться в своем населенном пункте. Неслучайно в этой сфере труда (особенно в ЧОО) процветает “вахтовый” режим работы, когда люди, приехавшие из регионов в столицу или другие крупные города, неделями и месяцами несут службу по охране объекта.

ТАСС приводит слова министра финансов РФ Антона Силуанова из его лекции в Финансовом университете при правительстве РФ: “Говорят, что Россия — страна охранников. Куда ни пойдешь — везде работают охранные агентства. Для чего? Для обеспечения безопасности”. Да, это так. Но могут ли они обеспечить безопасность окружающих, да и свою тоже?

НА ЗАЩИТУ ЗАКОНОМ ЗАКРЫЛИ ГЛАЗА

Приказом Минтруда России от 19.11.2020 № 815н утверждены Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества. Там сказано, что “источниками профессионального риска повреждения здоровья работников может быть воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе: противоправных действий других лиц, пожара или взрыва” и т.д.

Наличие вредных и (или) опасных факторов, угрожающих жизни и здоровью работника охраны, определяется в соответствии с законом “О специальной оценке условий труда” от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Любому понятно, что при проведении спецоценки нельзя определить, произойдет ли нападение, будет ли на объекте взрыв или пожар. Так что эти и другие опасные факторы, характерные для рабочего места охранника, как правило, не учитываются. Если их наличие брать во внимание, то условия его труда следует отнести к IV классу, то есть к опасным.

Напомним, что лицам, занятым на работах во вредных и (или) опасных условиях, полагается трудиться не больше 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Им гарантируется минимум семь календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а минимальное повышение оплаты труда для них составляет 4% от оклада работников с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ). Прямо отметим, это невыгодно как работодателям — руководителям охранных структур, так и организациям, которым они представляют охранные услуги на договорных началах. Ибо для обеих сторон это ведет к повышению расходов.

В соответствии с законодательством, СОУТ должен организовывать работодатель — руководитель охранной структуры. Но тут возникает ряд новых проблем. Рабочее место охраннику предоставляет заказчик охранной услуги. Зачастую оно не соответствует даже элементарным требованиям охраны труда, но руководитель ЧОО вынужден соглашаться с такой ситуацией. Да, теоретически он может отказаться от заключения договора, но высокая конкуренция и демпинг цен не дадут это сделать. Иначе наниматель найдет другие, более податливые и сговорчивые ЧОО.

Заказчик, в свою очередь, тоже не заинтересован в проведении СОУТ для охранников, которые не состоят в штате его организации.

Оплачивать услуги коммерческой структуры, которая проводит спецоценку, затратно, поэтому работодатели — руководители охранных организаций идут на всякие ухищрения, лишь бы ее не проводить. Или — проводить формально, оценивая только рабочие места аппарата охранной структуры (руководителя и бухгалтера).

СОУТ должна проводиться раз в пять лет, а договор на оказание охранных услуг, как правило, заключается на год. Руководитель охранной структуры не знает, продлят ли с ним договор на будущий год, особенно когда имеют место конкурсные процедуры (тендер). В результате спецоценка во многих случаях носит формальный характер и проводится для галочки.

Многие другие позиции ТК РФ, касающиеся охраны труда, тоже остаются лозунгами без применения на практике. Это касается режима труда и отдыха, прохождения медицинских осмотров, обучения по охране труда, создания служб охраны труда. Даже бронежилеты и шлемы, которые в ряде случаев должны использоваться охранниками при несении службы, не относятся к средствам индивидуальной защиты.

Такому положению способствует устаревшая законодательная база. Например, закон “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” от 11.03.1992 № 2487-1 был принят раньше, чем Конституция РФ. В нее уже внесли изменения, а охранная деятельность по-прежнему строится на устаревшем законодательном акте непопулярных 90-х годов.

Да, Россия — страна охранников. Мы пытаемся большим числом охранников с низкими зарплатой и социальной защищенностью обеспечить надежную защиту, в том числе объектов с массовым пребыванием людей. Но не зря известная пословица гласит: “Хорошо дешево не бывает”.

*   *   *

У федеральной инспекции труда, образно говоря, руки не доходят до контроля за охранными структурами — организациями малого бизнеса. Их можно проверять только в ограниченных случаях. Росгвардия, которая по своему статусу имеет отношение к охранным структурам, многого не замечает. Или делает вид, что не замечает. Не могут помочь и профсоюзы, ибо в большинстве таких структур их нет или они “карманные”.

ЧП, которое имело место в Перми, к сожалению, не первый инцидент такого рода. Они были и раньше. Каждый раз все бурно “выпускают пар” возмущения, в том числе в сторону охранников, но ничего не меняется. А очень бы хотелось, чтобы перемены наступили, ведь жизнь и здоровье людей — безусловный приоритет.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *